Воскресенье
19.11.2017
00:31

ГАЙСИНСКИЙ УЕЗД. ЛЮБИТЕЛЯМ ПРИБОРНОГО ПОИСКА ПОСВЯЩАЕТСЯ ...

Главная » 2010 » Декабрь » 9 » гайсин и евреи
07:37
гайсин и евреи
Гайсин

Гайсин (евр. Гейсин, старые названия Уйсин, Айсин, Гальшин), город, районный центр Винницкой области Украины, до 1923 г. уездный город Подольской губернии.Город расположен на левом берегу реки Соб (приток Южного Буга) в характерном для Подолии лесостепном ландшафте. Расстояние от областного центра Винницы около 95 км, от Каменца-Подольского — около 290 км.В исторических документах поселение Гайсин (Уйсин на Собе) в Брацлавском старостве Великого княжества Литовского упоминается впервые в 1545 г., в то время это было владение князей Соколинских.В 1577 г. польский король Стефан Баторий передал его вместе с окрестными землями в управление гетману запорожского войска И. Орышевскому.В 1600 г. это частновладельческое поселение с двумя слободами получило городские привилегии.

В 1615 г. в Гайсине была мельница с двумя жерновами, 30 винокуренных котлов и панская броварня. Сравнительно с другими городами Брацлавского воеводства, стремительно развивавшимися в первой половине XVII в., Гайсин имел небольшие размеры: в 1616 г. здесь было 150 домов, а в 1629 г. — 137 домов и 822 жителя.

При распространении казацкого восстания на Брацлавщину летом 1648 г. Гайсин оказался в руках казаков. С этого момента в течение всей второй половины XVII в. вне зависимости от того, какое государство владело Брацлавщиной — Польша, Россия или Турция — её населённые пункты, а среди них и Гайсин, находились под казацким управлением.

В 1654 г. жители Гайсина присягнули на верность России. В 1659 г. польский король Ян Казимир отдал Гайсин в потомственное владение казацкому сотнику М. Булыге, но из-за участия последнего в не­утихавших казацких волнениях вскоре присоединил город к собственным владениям.

В 1664 г. в нём оставалось всего 24 «дыма» и водяная мельница.

В 1672 — 1699 гг. Гайсин вместе со всем Брацлавским воеводством оказался во владениях Османской империи.

По Карловицкому мирному договору 1699 г. Брацлавское воеводство было возвращено Польше, а Гайсин снова стал частновладельческим поселением.

В январе 1744 г. он получил от короля Августа III городские привилегии, основанные на магдебургском праве, в том числе разрешение на устройство четырёх недельных ярмарок в году.

По-видимому, именно в это время в городе поселились евреи. В 1765 г. более шестидесяти евреев Гайсина проживали в 18 домах, всего же к общине было приписано 150 евреев, включая тех, кто жил в слободах и в ближайших сёлах. Раввином общины в это время был Герш Киселович.

В 1789 г. Гайсин был приобретён Станиславом Щенсным Потоцким. В описании этого его владения пе­речислены: замок, окружённый с трёх сторон валом и дубовым частоколом, рыночная площадь с новым зданием ратуши и униатская церковь; приведено и число домов: в местечке — 81, в предместьях — 183 дома.

В состав Российской империи Гайсин вошёл при Втором разделе Польши в 1793 г. в качестве окружного города Брацлавского наместничества, а в 1797 г. он стал уездным городом новоучреждённой Подольской губернии .

Известно, что в 1800 г. в Гайсинском уезде было 10 купцов, а к 1805 г. их число удвоилось, все они были евреями. В 1827 г. из семи гильдейских купцов Гайсина шестеро — евреи.

В 1834 г. еврейская община Гайсина насчитывала 1692 человека. Она содержала синагогу, бейт-мидраш, два молитвенных дома и 6 хедеров. В городе было три раввина, два шамеса, 4 габая, один чтец свитка Торы, два человека, трубящих в шофар в праздник Рош-ашана («бааль токеа»). Община содержала также двух шойхетов и трёх могелей.

Гайсин на карте 1840-х годов

В 1843 г. в Гайсине поселился богатый купец Исраэль Розин (Розинг), взявший в откуп производство спирта и торговлю алкоголем. Во время свирепствовавшей в Гайсине в 1855 г. эпидемии холеры Розин взял на себя оплату услуг и доставку к больным городского врача, всех необходимых лекарств и медикаментов, а также бесплатную раздачу спирта.

В 1852 г. в Гайсине было зарегистрировано 60 ремесленников-христиан и 76 ремесленников-евреев. В 1860 г. среди гайсинских ремесленников преобладали портные — 35 мастеров, (всего 120 человек, занятых в пор­тняжном деле вместе с учениками и рабочими), сапожники – 10 мастеров (всего 55 человек), столяры 10 мастеров (всего 15), кузнецы 6 мастеров (всего 23).

В 1853 году согласно официальным данным в Гайсине были деревянная синагога (504 прихожанина) и три молитвенных дома (309, 287, 137 прихожан, соответственно), городским раввином был р. Элькройс. В 1862 г. 2 175 евреев владели 262 домами, у общины была большая каменная синагога и 4 молитвенных дома.

В 1889 г. община численностью в пять тысяч человек содержала синагогу и пять молитвенных домов. Дети обучались в хедерах, а с 1869 г. — во вновь открывшемся общем двухклассном городском училище.

В процессе индустриализации Юго-Западного края во второй половине XIX в. уездный город постепенно превращался в один из крупных торгово-промышленных центров губернии.

В 1870 г. в Гайсине был построен кирпичный завод, в 1880 г. открылась первая табачная фабрика, а в 1897 г. — вторая, в 1899 г. — сахароваренный завод. На рубеже веков в городе были, кроме того, два свечных завода, фабрика минеральных вод и паровая мельница, три гильзовых фабрики, две типографии, фотоателье и прочие торговые и промышленные заведения. По пятницам и воскресеньям в Гайсине устраивались базары, а раз в две недели по четвергам — ярмарки.

В развивающийся город переселялись евреи из окружающих местечек. Так, численность общины заметно возросла после того, как евреи из местечка Куна перебрались в Гайсин почти в полном составе (к 1923 г. в Куне оставалось только 7 евреев). В городе с шеститысячным еврейским населением было организовано шесть «духовных правлений» (при синагоге и пяти молитвенных домах) и проживал уездный казённый раввин Давид Бернштейн. Евреи, составляя здесь половину населения, имели лишь треть своих гласных в городской думе, а с 1892 г., в соответствии с положением о городском самоуправлении, — представителей, назначаемых администрацией, составлявших всего одну десятую от общего числа гласных.

Погромная волна 1905 г. прошла и через Гайсинский уезд. Погром в Гайсине был задуман по типичному для железнодорожных станций сценарию. Группа агитаторов-головорезов, переезжала по железной дороге из города в город и, находя поддержку среди местного населения, устраивала грабёж еврейских лавок, магазинов, квартир, не останавляваясь перед насилиями и убийствами.

Весной 1906 г. настало время выборов в Государственную думу. В Гайсинском уезде евреи выставили двух кандидатов в выборщики (население, разделённое на курии, избирало выборщиков, которые, в свою очередь, на губернском съезде избирали из своей среды депутатов Думы от губернии) — барона Давида Горациевича Гинцбурга и адвоката Генриха Борисовича Слиозберга. Оба кандидата жили в Петербурге, но пользовались избирательным правом в Гайсине, так как барону Гинцбургу принадлежал гайсинский сахароваренный завод, а Слиозберг был членом правления этого завода. Оба они прошли в выборщики, однако на губернском съезде победили выборщики от крестьян, и ни один еврей не стал депутатом Государственной думы от Подольской губернии.

В 1917 г. семь тысяч евреев Гайсина составляли более половины населения города. Занятые в про­мышленной и торговле, евреи населяли центральные кварталы города. В городе действовало несколько производств, характерных для Юго-Западного края: два кирпичных, три пивоваренных и один сахароваренный заводы, гильзовая и две табачных фабрики, свечной завод и фабрика минеральных вод. Почти все эти предприятия находились в собственности еврейских предпринимателей — И. Давидова, Л.-Х. Быка, А. Куценогого, М. Брейтмана, X. Зальцмана и других; евреи владели и более мелкими за­ведениями. Гайсин к началу Первой мировой войны стал экономически развитым городом.

Наряду со стремлением большинства семей сохранить традиционное воспитание детей в хедерах многие получали и светское образование в казённом еврейском училище, а также в общих учебных заведениях: мужской гимназии, женской прогимназии и в городском двухклассном училище.

Первый всплеск погромных настроений среди находившихся в городе солдат произошёл уже 22 октября 1917 г.

Архивные документы сообщают другую дату погрома: ночь на 27 октября. Среди 10 разгромленных магазинов там упомянуты табачный Зальцмана, оружейный Оксмана, золотых изделий Рейфа, галан­терейный Полонского, ювелирный Сапожника. Евреями была организована самооборона.

Погром 1917 г. стал прологом к бедствиям, разразившимся в Гайсине в 1919 г. Погромы в местечках все воюющие стороны: воинские части Директории, банды различных атаманов, деникинцы, красноармейцы.

Кровавый погром в Гайсине был устроен бандой Волынца и крестьянами близлежащих сёл 12 мая, когда было убито около 400 евреев. По воспоминаниям местного жителя, убийства прекратились только после вмешательства представителей украинской интеллигенции.

В октябре 1919 г. город был занят войсками Деникина, в феврале 1920 г. — Красной Армией, в мае 1920 г. – бандой Тютюнника, а вслед за ней — бандой Волынца. Каждый переход города из рук в руки сопро­вождался погромами и грабежами.

В июне 1920 г. в Гайсине установилась советская власть. Несмотря на опасность, исходившую от раз­бойничавших в округе банд, в городе постепенно восстанавливалась мирная жизнь. Снова заработали основные гайсинские производства, большинство которых были национализированы: уже к концу июня собственники потеряли табачную фабрику, типографию и восемьдесят два дома.

Советская власть поощряла «строительство пролетарской еврейской культуры». На этой волне в Гайсине открылись еврейская средняя школа (директор Натан По- лякман)и медицинский техникум с преподава­нием на идише.

В 1923 г. в еврейской школе училось около 320 детей. Среди них, согласно подсчетам евсекции, было 28% детей членов профсоюзов, 40% детей ремесленников, 24% — мелкой буржуазии, 8% сирот. В школе работали 9 педагогов, содержалась она на средства местного бюджета.

В Гайсине открылись также три еврейских детских дома, два из них имели большие подсобные хозяйства с домашним скотом и птицей.

В 1923 г. в городе были организованы еврейские железнодорожные курсы при управлении Юго- Западной железной дороги для юношей из погромленных городов и местечек Подолии. Учащиеся курсов, в большинстве сироты, находились на обеспечении Евобщесткома. Юноши получали здесь специальности слесаря, токаря, жестянщика медника, лаборанта.

Гайсин. Первомайская (б. Купеческая) улица. Вход в еврейскую лавку (ныне продуктовый магазин). Фото 1998 г

Некоторое время продолжалась и традиционная общинная жизнь. Евреи собирались в «большой» синагоге (ул. Плеханова, 18) и в синагоге, здание которой ныне находится на территории текстильной фабрики. Некоторые из новоявленных евреев-коммунистов продолжали тайно посещать синагогу, отмечать праздники и совершать традиционные обряды. Пекарня для выпечки мацы обеспечивала евреев всего уезда. В результате подавления частного предпринимательства и торговли, произошедшего со «свёртыванием НЭПа» в конце 1920-х годов, многие евреи вынуждены были заняться сельским хозяйством.

В Гайсине был организован еврейский колхоз, его правление и многие постройки, например, маслобойня, находились в черте города.

В конце 1930-х гг. усилилось наступление на религиозную общину, была снесена большая синагога, а малая закрыта. У общины остался только один молельный дом. Тогда же была закрыта и еврейская школа.

Перед войной в гайсине проживало 4109 евреев (28% населения).

Город был занят немецкими войсками 25 июля 1941 г. В отличие от большинства мест, описываемых в этой книге, Гайсин, находящийся к востоку от Южного Буга, оказался в немецкой, а не в румынской зоне окупации.

«Первое массовое убийство еврейского населения в количестве 1300 человек состоялось 16 сентября 1941 г. Это были первые жертвы, захваченные врасплох. Среди них погибли доктора Песис, Тимановский и другие. Оставшемуся еврейскому населению было приказано немецким комендантом переселиться в установленное „гетто» по Рабочей улице. В остальных частях города проживать еврейскому населению запрещалось. Второе массовое убийство оставшегося еврейского населения произошло ровно через месяц. Как в первом, так и во втором случае расстрелу подвергалось всё еврейское население, не исключая стариков, женщин и детей, даже новорождённых. Всех их раздевали в тире военного городка и нагишом гнали к могилам расстрела. Детей, как правило, бросали в ямы живыми. Отдельных укрывшихся евреев после обнаружения закапывали в землю живьём» Из акта Комиссии по расследованию злодеяний немецких оккупантов по Гайсинскому району с 24 июня 1941 г. по 13 марта 1944 г.

В урочище Белендийка под Гайсиным было расстреляно более 4000 человек. После первых двух акций уничтожения были оставлены в живых в качестве «специалистов» около 150 евреев. Расстрелы евреев гетто продолжались и впоследствии (7 – 10 мая 1942 г.).

В Гайсине был организован и концлагерь, где содержалось около четырёх тысяч евреев, депортиро­ванных из Бессарабии и Буковины, а также из соседних местечек. Их использовали как рабочую силу на строительстве моста по дороге в Винницу. Большинство из них погибли во время строительства, остальные (около тысячи человек) были расстреляны и похоронены под мостом.

К концу оккупации в марте1944 г. в Гайсине оставалось около двадцати евреев.

Известны имена украинцев, спасавших евреев от уничтожения. Это Мясникова, Куток и Ефросинья Семенюк, спасшая семерых евреев. Немецкий сельскохозяйственный комиссар Фриц Гинцель, по проис­хождению «фольксдойче», также прятал евреев; он был расстрелян сотрудниками НКВД в 1944 г. Еврея врача Нидермана открыто защищали его украинские пациенты, немцам пришлось арестовать его ночью.

Среди партизанских отрядов, базировавшихся в Щеблянском лесу около Гайсина, был отдельный еврейский отряд, небоеспособный из-за бывшего в нём большого числа женщин, стариков и детей. Его прикрывали другие отряды, в составе которых воевало немало евреев.

В послевоенные годы в Гайсине, городе с двадцатитысячным населением, жило более тысячи евреев. В это время их жизнь сохраняла некоторые традиционные черты: собирался миньян, работал шойхет, отмечались еврейские праздники, подавляющее большинство евреев соблюдали пост в Йом Кипур. По воспоминаниям старожилов, шойхет р. Лейб (он жил на Коммунальной улице) помнил даты смерти («йорцайт») чуть ли не всех умерших на его веку евреев Гайсина. Он вменил себе в обязанность напоми­нать об этом дне родственникам усопшего и читать Кадиш на его могиле. В 1970-х гг. последние ос­тавшиеся в городе религиозные старики ездили на праздники в бершадскую синагогу.

Первые попытки восстановления общины евреи Гайсина стали предпринимать в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Среди инициаторов этого движения был Исраэль Копитов, по профессии шляпник — представитель одного из традиционных гайсинских прбмыслов.

Еврейская община (официально — Общество еврейской культуры) была организована в 1993 г., первым её председателем стал Михаил Маламуд, с сентября 1996 г. общиной руководил Давид Блехман, преподаватель английского языка. В Гайсине была организована воскресная еврейская школа для де­тей, её директором тоже стал Давид Блехман.

В 1998 г. в общине числилось более 150 евреев, из них девять — бывшие узники гетто
Архитектура

Гайсин. Первомайская (бывшая Купеческая) площадь. В центре — жилой дом постройки XIX в., ныне здание городской администрации.

Центром современного Гайсина по- прежнему остаётся старая рыночная, ныне Первомайская площадь. Большая, почти квадратная в плане, она была ядром го­родской структуры уже в конце XVIII в. В то время вблизи площади, с её западной стороны, ещё высились земляные укрепления замка. К югу от замка, между ним и мостом через реку Соб, в районе нынешних улицы Санитарный спуск и Почтового переулка, в XVII в. образовались первые городские кварталы. К концу XIX в. они превратились в район еврейской бедноты. Он был тесно застроен одноэтажными деревянно- валькованными и глинобитными домами с соломенными крышами, среди которых стояли мясные лавки. К концу 1990-х гг. от этого района уцелели лишь единичные постройки.

Застройка центральной площади была существенно обновлена в начале XX в., причём большинство её зданий были выстроены или куплены евреями. Доныне сохранились только три солидных двухэтажных постройки того времени. Здание, занимающее на площади центральное место, несколько претенци­озного вида, с двумя балконами на богато украшенном фасаде, облюбовала для себя городская администрация. Другое здание – бывший Земский банк – является типичным образцом украинского мо­дерна и вполне соответствует архитектурным стандартам большого города.

Гайсин. Здание бывших еврейских бань на улице Хмельницкого. Фото 1998 г

На идущей от площади к северной окраине города улице Хмельницкого расположено несколько бывших общественных зданий: бани Хаима Ратиса, еврейская общеобразовательная школа и еврейский медицинский техникум. На той же улице стоит импозантный особняк лесоторговца Шпильберга (ул. Хмельницкого, 16). Построенное на рубеже XIX и XX столетий кирпичное здание с декорированным фризом и нарядным аттиком напоминает маленький замок. Романтический облик постройки на основе свободного асимметричного плана характерен для архитектуры провинциального модерна. Особняк был в позднейшее время перепланирован, внутреннее убранство залов, за исключением лепных карнизов, не сохранилось.

Памятным знаком отмечено место расстрела тысяч узников гайсинского гетто в урочище Белендийка, в полутора километрах от Гайсина по направлению к Умани (установлен в 1970-х гг.). В надписи на па­мятнике вместо упоминания о погибших евреях употреблён принятый в то время эвфемизм «советские граждане». По свидетельству старожилов, румынские евреи, военнопленные и цыгане, погибшие при строительстве моста через реку Соб, были похоронены под этим мостом.

В течение продолжительной истории Гайсина здесь было четыре еврейских кладбища. Самое старое, так называемое «кладбище за колеёй», закрыли ещё в XIX в. В начале нашего столетия было закрыто другое кладбище — близ нынешней улицы Ивана Франко, на его месте позже были построены жилые кварталы. Третье кладбище было закрыто и снесено в 1959 г. В 1961 г. было открыто новое еврей-; ское кладбище слева от дороги на Винницу.

В городском архиве хранятся списки гайсинских евреев, погибших в годы нацистской оккупации.

Просмотров: 3704 | Добавил: traker_pI
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]